Для родителей

Как распознать в подростке наркомана?

В 2017 году президент России заявил о росте наркомании среди несовершеннолетних на 60% за последние 5 лет. А в 2018 году тревогу забили и в российском отделе Управления по наркотикам ООН – официальная тема кампании этого года касается профилактики подростковой наркомании и называется «Прежде всего, слушайте». Эта позиция очень важна – если родители и ближайшее окружение подростка наблюдательны, шанс вовремя обнаружить опасную болезнь возрастает. Поэтому сегодня разберемся, как распознать в подростке наркомана и что делать с пугающими догадками.                                       
 Внешний вид                                             
 Специфические психотропные эффекты и общая токсичность различных видов ПАВ приводят к изменениям внешности еще в начале употребления:

  • Проблемы с глазами. Покрасневшие белки, неестественно суженные или расширенные зрачки без реакции на свет – общий признак для большинства ПАВ.
  • Резкая смена веса. Для большинства наркотиков, особенно для психостимуляторов, характерна болезненная худоба. Но возможен и резкий набор веса при расстройствах аппетита.
    • Нездоровая кожа. Большинство ПАВ нарушают обмен веществ и вызывают чрезмерную сухость, жирность кожи, а ядовитые вещества в составе наркотика воспаляют кожу и вызывают угревую сыпь. Сильная сыпь с гнойниками особенно свойственна для токсичных «уличных» наркотиков: Метамфетамин, Крокодил, ингалянты для токсикомании. 
    • Покраснение носа. Раздражение слизистых носа характерно для нюхательных порошковых веществ: психостимуляторов, «солей для ванн».
      • Изменение мимики. Наркотики влияют на нервную систему и требуют от школьника постоянного самоконтроля. Вы можете заметить чересчур оживленную мимику, или, наоборот, неестественное «маскообразное» выражении лица.

      • Характерный запах. Марихуана, Гашиш и Спайсы оставляют специфический запах жженой травы на волосах и одежде. Амфетамин, Мефедрон и другие стимуляторы увеличивают выделение пота. Токсикоманы пахнут клеем, лаками и красками. А при внутривенном приеме наркотиков от подростка может пахнуть «аптекой»– ватой, спиртом, физрастворами.

      • Закрытая многослойная одежда. Под длинными рукавами скрывают поврежденные вены, а большое количество одежды и аксессуаров помогает незаметно спрятать при себе пакетик с веществом.  Странное поведение

        Наркомания у школьника серьезно влияет на его поведение:

        • Резкая смена настроения. Позитивный настрой или истерическое веселье чередуются унынием, видимой усталостью или депрессивным поведением. Такие «волны» обычно происходят после приема ПАВ, и при появлении ломки после спада наркотического эффекта.
        • Вспыльчивость и агрессивность. Причины – побочные эффекты употребления, синдром отмены, болезненная потребность в новой дозе.
        • Рассеянность и заторможенность. Распознать в ребенке наркомана можно и по рассеянному виду, частым «зависаниям» в одном положении.
        • Изменения речи. Школьник несвойственно много и быстро болтает, или говорит чересчур медленно, заторможено.
        • Лживость, скрытность, подозрительность. Постоянное вранье и недомолвки помогают скрыть зависимость или получить денег на новую дозу.
        • Суицидальные наклонности. Ребенок выглядит подавленным и эмоционально истощенным, часто заводит речь о смерти, окружает себя мрачной атрибутикой.                                                                    
        • Проблемы со здоровьем

          Действие психотропных средств быстро отражается на здоровье:

      • Нарушения сна. Ребенок резко поменял режим дня и ночи, мучается бессонницей или слишком много спит, всегда выглядит уставшим.
        • Нарушения пищеварительной системы. Частая диарея, запоры и боли в животе из-за нарушения обмена веществ и токсичного воздействия ПАВ.
          • Проблемы с сердцем. Повышенная нагрузка на сердце вызывает скачки давления, тахикардию и боли в груди.
            • Болезни органов дыхания. Хронический кашель и насморк говорят о повреждении слизистых из-за курения и вдыхания веществ.
              • Нарушение координации. Шаткая походка, частые падения и столкновения с предметами – следствие разрушительного влияния ПАВ на мозг.
                • Нарушение памяти. Наркотики нарушают краткосрочную память, могут вызывать пробелы в воспоминаниях.

                • Разрушение костной ткани. У подростка крошатся зубы (особенно характерно для психостимуляторов из-за частого бруксизма), появляется или прогрессирует искривление позвоночника, учащаются случаи травм конечностей.

                  Смена приоритетов                                                                      

                  • Отдаление от семьи. Ребенок перестает проводить время с родственниками, замыкается в себе, ведет себя грубо и несдержанно. Становится подозрительным – прячет телефон, ставит пароли на гаджетах.
                    • Новые друзья. Школьник резко прекращает общение со старыми друзьями, а новую компанию старается скрыть от родителей.
                      • Снижение успеваемости. Пропадает не только интерес к занятиям, но и способность продуктивно учиться – наркотики нарушают когнитивные функции мозга: память, логическое мышление усвоение новой информации.
                        • Безразличие к хобби. Прежние увлечения перестают интересовать, а новые не появляются.
                          • Подозрительные предметы                                                               Один из наиболее очевидных признаков подростковой наркомании – характерная атрибутика для приема веществ:                                                 ///Курение и вдыхание: скрученные или мелко нарезанные листы бумаги, фольга, мутные стеклянные трубки и колбы, пожелтевшие пластиковые бутылки с прожженными дырами, бумага, зеркальца и лезвия со следами травы или порошка.                                                                                Зависимый меняет свои взгляды на привычное окружение, важные дела и обязанности:

                          • Инъекции: ампулы с неизвестными веществами, физрастворы, вата и шприцы, пипетки, погнутые подкопченные ложки, куски ткани или резины – жгуты.
                            • Таблетки: болеутоляющие, успокоительные средства, антидепрессанты, неизвестные витамины или подозрительные таблетки в привычных упаковках.

                            Что делать, если догадки подтвердились?

                            Узнать, что ребенок употребляет наркотики, – страшный кошмар любого родителя, так что реакция на новость обычно очень резкая. Это отталкивает подростка, заставляет его замкнуться в себе, разрушает доверительные отношения в семье. 

                            Поэтому, если вы обнаружили наркоманию у школьника, не паникуйте и ни в коем случае не наседайте на подростка с обвинительной речью!

                            Постарайтесь успокоиться и не накручивать себя. А когда первые эмоции улягутся, обратитесь за консультацией к наркологу и тщательно продумайте будущий диалог с ребенком – без обвинений и нотаций.

                            Помните – от ваших действий зависит здоровье и будущее ребенка. Потому старайтесь относиться к подозрениям и находкам как к удачной возможности начать своевременное лечение.

                  ===========================================================================================================  

                  О вреде курения

                  Курение - одна из самых значительных угроз здоровью человека.

                  У курильщиков достаточно быстро формируется привыкание к никотину, содержащемуся в табачных листьях, что обуславливает сильную потребность закурить снова и снова.Когда человек пытается бросить курить, у него или нее могут быть симптомы отмены, среди которых:

                  • раздражительность
                  • снижение концентрации внимания
                  • проблемы со сном
                  • повышенный аппетит
                  • мощная тяга к табаку.

                  Помимо никотина в табачном дыму обнаруживается ряд других опасных химических веществ, таких как смолы, радиоактивный полоний, мышьяк, свинец, висмут, аммиак, органические кислоты. Случаев острого отравления этими веществами практически не наблюдается в связи с тем, что в организм они поступают медленно, дозированно, однако эти вещества приводят к постепенному ухудшению здоровья.Многие курильщики считают, что курение сигареты с фильтром безопасно, но это не так. Если бы поглотители и фильтры обеспечивали полную защиту от вредных веществ, то они бы поглощали и сам никотин, в таком случае эффект от курения не ощущался бы. Курильщики легких сигарет также считают, что курение легких сигарет оказывает минимальное воздействие на организм.

                  Вред, наносимый курением любых сигарет одинаков для всех курильщиков.

                  Помимо самого курильщика страдают и те, кто находится вокруг – так называемые пассивные курильщики.

                  Длительное курение приводит к заболеваниям различных органов и систем.

                  Какой ущерб здоровью в целом наносит употребление табака?

                  Курение увеличивает риск смерти от рака и других заболеваний у онкологических больных и здоровых людей.

                  Курение может стать причиной онкологического процесса в любом органе:

                  • мочевой пузырь
                  • кровь (острый миелоидный лейкоз)
                  • шейка матки
                  • кишечник
                  • пищевод
                  • почки и мочеточники
                  • гортань
                  • печень
                  • ротовая полость (горло, язык, мягкое небо и миндалины)
                  • поджелудочная железа
                  • желудок
                  • трахея, бронх и легкие 
                  • Задачи работников школ в профилактике табакокурения.

                    Учителя, медицинские работники, психологи школ должны прививать детям и подросткам понимание ценности здоровья и здорового образа жизни. Необходимо предотвратить начало курения и способствовать прекращению курения среди тех, кто уже курит. Ранняя профилактика достаточно эффективна, т.к. табачная зависимость еще не сформирована и отсутствуют стереотипы поведения.

                    Следует обратить внимание на мотивацию к курению у подростков:

                    • любопытство
                    • пример взрослых и друзей
                    • получение удовольствия
                    • боязнь оказаться несовременным, не модным
                    • боязнь отстать от сверстников
                    • самоутверждение
                    • «поддержать компанию»
                    • «от нечего делать».

                    Необходимо отметить социальные факторы, влияющие на распространенность никотиновой зависимости среди школьников:

                    • игнорирование занятий спортом
                    • положительное или индифферентное отношение к курению в семье
                    • конфликты в семье
                    • конфликты по месту учебы
                    • трудности адаптации в старших классах
                    и биологические факторы:
                    • пассивное курение
                    • прием алкоголя.                       
                    •      Знайте! Курение сокращает жизнь мужчины примерно на 12 лет и жизнь женщины примерно на 11 лет.                                                   

                  Каждая сигарета, которую вы курите, вредна!

                  ===========================================================================================================================================================================================================================

                  Профилактика алкоголизма у подростков

                  Личность человека формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма должна начаться как можно раньше. Основная задача родителей — уделить проблеме максимум внимания, не пуская развитие ребенка на самотек. Предупредить зависимость гораздо легче, чем лечить ее в дальнейшем.

                  Что должна включать профилактика алкоголизма в подростковой среде?

                  • Положительный пример родителей. Если мама и папа будут воздерживаться от употребления спиртного в присутствии ребенка, у него не возникнет желания попробовать «запретный» напиток.

                  • Важно обеспечить ребенку разнообразный досуг, чтобы у него не было возможности проводить много времени в сомнительных компаниях сверстников.

                  • Родителям необходимо стимулировать интерес ребенка к обучению и хобби.

                  • Важно, чтобы в семье были доброжелательные и доверительные отношения. 

                  • Запреты и эмоциональные нравоучения со стороны родителей — не лучшая профилактика подросткового алкоголизма. В воспитании ребенка, переживающего серьезный возрастной кризис, конфликты рекомендуется разрешать только путем мирного диалога. Воздержитесь от острой критики друзей подростка и скандалов по поводу его времяпрепровождения с «плохими» компаниями. Такие действия ребенок непременно воспримет как вторжение в свою личную жизнь и наверняка будет делать «все наоборот».
                  ===========================================================================================================================================================================================================================

                  Нужно ли еще ребенку музыкальное образование?


                  Сейчас многие родители спрашивают: Нужно ли еще ребенку музыкальное образование?
                  Дети очень восприимчивы ко всему прекрасному, что нас окружает. А музыка особенно прекрасна и величественна сама по себе, так что, если родители отправят своего ребенка обучаться музыке, то они заложат в его душу основу настоящего всесторонне развитого человека. Соприкоснувшись с музыкой ребенок будет развиваться разносторонне, ведь, наверное, совсем не зря в стародавние времена дворяне обязательно обучали  своих детей сольфеджио и игре на каком-либо инструменте.
                  Музыка приучает ребенка к труду.
                  Проигрывая несколько раз первые произведения, потратив ни один час на это, ребенок понимает, что все в этой жизни просто так не дается. И это понимание приходит к нему в младшем возрасте, а не в 25 лет, когда поступит на работу. В детском возрасте ребенок уже понимает, что за проделанный труд, за правильно сыгранную мелодию бывает вознаграждение в виде оваций зрителей и слушателей. Так что музыкальное образование может привить ребенку захватывающий интерес к труду и трудолюбие.
                  Музыка стимулирует работу мозга.
                  При восприятии музыки оба полушария головного мозга задействованы, происходит их взаимодействие, то есть  их интеграция, а это очень важно. Почему же это так важно? Все знают , что у каждого полушария головного мозга своя сверхзадача.  Левое полушарие  отвечает за речь, распознавание букв и слов, запоминание слов и фраз, контроль за осознанными движениями, а правое — за  зрительное и слуховое восприятие, запоминание картин, образов, музыки, запахов, контроль за автоматизированными движениями. Получается, что у ребенка, который занимается  чтением, счётом, письмом, работает в основном правое полушарие головного мозга, что для него, в силу возрастных особенностей — это надо понять, не очень-то хорошо. Поэтому именно музыка помогает сохранить равновесие и делает работу полушарий головного мозга гармоничной.
                  Такие важные процессы как восприятие и распознавание информации, мышление и, в результате всего этого, принятие решений возможно только из-за взаимодействия наших двух полушарий. А музыкальная деятельность помогает формированию быстрого обмена информацией или, как выше сказано интеграции, этих полушарий. Думаю теперь понятно, почему музыка влияет на интеллект. Для справки – Альберт Эйнштейн играл на скрипке!
                  Музыка помогает развивать слух.
                  На занятиях в музыкальной школе основной целью является развитие слухового восприятия, то есть слуха. Детей учат петь и играть «чисто». Это, конечно, хорошо!  Но…
                  Учёными доказано, что активное развитие одного органа чувств (в данном случае слуха), очень благотворно влияет на все остальные. То есть развитие слуха, влияет  на развитие речи и зрительное восприятие. А это, в свою очередь, помогаем развитию чувствительности ребёнка в целом, что приводит к выявлению у него ещё больших творческих способностей и творческого мышления.
                  Музыка помогает улучшить внимание.
                  Всем понятно, что у ребёнка, в силу возрастных особенностей, преобладает непроизвольное внимание. Ему трудно сосредоточится на чём-то одном. Занятия музыкой, особенно регулярные, помогут тренировать внимание, научат сосредоточенности, и что очень важно для дальнейшего обучения и работы, разовьют способность к самоконтролю. Это происходит всё из-за той же, описанной выше, синхронизации полушарий головного мозга. Исследования показали, что мозолистое тело, соединяющее половинки мозга, у музыкантов развито лучше, чем у простых людей.
                  Музыка помогает в формировании личности. 
                  Музыкальные занятия в хоре, оркестре или ансамбле научит ребенка работать в коллективе и в то же время укрепит личную самооценку и разовьёт лидерские качества. Ведь многие хотят стать солистом! Ученики музыкальных школ, особенно детки помладше занимаются и подвижными музыкальными играми, а они способствуют физическому развитию, формируют навыки общения, развивают музыкальные способности и просто учат любить музыку!

                  -----------------------------------------------------------------------------
                  Стресс у ребенка. Как бороться с детским стрессом?

                  Стрессы являются настоящей проблемой современного общества. Время от времени их испытывают все люди, и дети, к сожалению, тоже не являются исключением. Причины этого явления могут быть разными: у кого-то есть проблемы в семье, у кого-то не ладятся дела с учебой. Поэтому первоочередная задача родителей – своевременно распознать стресс и помочь ребенку с ним справиться.

                  Причины и признаки детского стресса


                  Под детским стрессом понимают реакцию малыша на новые для него события. Чаще всего он воспринимает их как нечто негативное и еще не умеет справляться со своими чувствами. В большинстве случаев дети остро реагируют на проблемы в семье, развод родителей, переезд, смену учебного заведения, потерю близкого человека. В таких ситуациях ребенок не способен справиться со своими переживаниями самостоятельно, поэтому ему требуется помощь родителей или даже психолога.
                  Чтобы понять, испытывает ли ваш ребенок стресс, нужно обратить внимание на ряд признаков. Чаще всего стрессовое состояние сопровождают такие симптомы:
                  ·         раздражительность и плаксивость;
                  ·         смена привычного поведения: к примеру, увеличение или уменьшение активности;
                  ·         потеря аппетита;
                  ·         нарушения сна;
                  ·         появление страхов;
                  ·         нарушение речи.

                   Как помочь ребенку?

                  Если вы заметили какие-то из перечисленных симптомов у своего ребенка, не стоит впадать в панику, однако и без внимания такое состояние оставлять нельзя. Чтобы разобраться с причинами стресса у вашего малыша, нужно в первую очередь с ним поговорить и постараться выяснить, что его беспокоит. Обсудив с ребенком его проблемы, вы можете поделиться личным опытом – поверьте, что малышу станет намного легче, когда он узнает, что вы тоже испытывали нечто подобное.
                  Не стоит пытаться отвлечь ребенка от переживаний или говорить ему, что это все несерьезно. Вам обязательно нужно разделить переживания вашего ребенка, проявить участие и объяснить ему, что вы прекрасно понимаете его волнение. Кроме того, очень важно подсказать ребенку пути выхода из стрессовой ситуации – они индивидуальны для каждого конкретного случая.
                  Также нужно помнить, что психологический комфорт ребенка напрямую связан с его физическим состоянием. Поэтому в такой ситуации очень важно больше гулять на свежем воздухе, вести активный образ жизни, правильно питаться, а также полноценно отдыхать.

                  Если вы заметили, что ваш малыш находится в состоянии стресса, ни в коем случае нельзя его игнорировать. Если вы своевременно проявите участие в переживаниях ребенка, он справится с этой проблемой легко и безболезненно.

                  -----------------------------------------------------------------------------------
                  Как справиться с агрессией по отношению к ребенку?

                  У агрессии к ребенку может быть несколько причин, которые, конечно, накладываются на общую усталость, но все же имеют разное происхождение и, соответственно, требуют разных решений.

                  Например, это могут быть:
                  - потеря «вкуса» жизни, расхождение своих «хочу» и «могу»
                  - ощущение собственной беспомощности
                  - жесткие или завышенные требования – установки к себе как матери и к ребенку
                  - конфликты с мужем
                  - неразрешенные конфликты или недовольство отношениями со значимыми близкими того же пола, что и ребенок (мужем, отцом или матерью, сестрой)
                  Бывает и так, что сочетаются несколько причин.
                  Вспышки агрессии могут быть обусловлены острой потребностью, которая Вас беспокоит и не находит своего удовлетворения. Что это - подумайте сами.
                  Каждая мама знает, как порой сложно общаться с детьми не нервничая, не повышая голос и не поднимая руку, а лишь получая удовольствие от взаимоотношений с ребенком.
                  Давайте поговорим об этом.

                  1. На пути к идеалу
                  На людях обычно агрессия не проявляется, стыдно показать при всех своё истинное лицо. Кто хоть раз не прикрикивал на своего ребенка за малейшую провинность? Даже если это невинный проступок,  он Вас раздражает? Когда мама не сдерживает себя, сначала она  кричит и шлёпает своих деток, а потом просит у них прощения.  Главное понять, что помочь справиться себе со своими эмоциями можете только Вы!  И тогда начнется путь к идеалу настоящей МАМЫ, любящей и нежной.

                  2. Пришла пора покопаться в себе     
                  Главное понять, чем дальше, тем хуже, и скоро можно потерять любовь и доверие своего ребенка, которые потом  завоёвывать будет совсем не легко.  Если  Вы  осознаёте факт  своего выходящего за рамки поведения, значит ещё не всё потеряно. Ведь первый шаг к исправлению – это осознание и признание собственной неправоты.   
                  Итак, почему адекватная, милая, молодая женщина превратилась в тирана, истеричку и вечно орущую «ведьму». Ответ очевиден! Постоянное состояние недосыпания, отсутствие помощи от родни по уходу за детьми, быт, работа по дому, и наконец, дети,  которым нужно постоянное внимание.  Мне кажется, многие мамочки все это проходили. Но одни с достоинством преодолевают кризисы, а другие  пытаются решить проблемы при помощи крика. Это состояние очень затягивает, потому что так легче, крикнул, ударил и все тихо и спокойно. Самое страшное, когда ты осознаешь, что поступаешь неправильно, что это ужасно бить своих детей, но остановиться не можешь. Ты начинаешь кричать, ребенок начинает злиться, ты кричишь еще громче и больше, ребенок плачет, ты тоже начинаешь плакать – это замкнутый круг.

                  3. Путь к успеху!
                  Теперь о главном. О том, что  поможет быть нормальным и адекватным человеком.
                  1) Время для себя любимой. Когда чувствуете, что вы на грани и чтобы не взорваться вам требуется отдых, попросите мужа или родных уделить деткам полдня. Используйте свободное время для того чтобы отдохнуть, развеется. Пройдитесь по магазинам, порадуйте себя какой ни будь вещичкой. Сходите в парикмахерскую, измените цвет волос или прическу…даже такие незначительные перемены в жизни очень положительно отражаются на эмоциональном состоянии. Встретьтесь с подругой, в общем, смените привычную бытовую обстановку. Наконец вы можете просто отоспаться, о чем вы давно уже мечтали.  Если ребенка оставить не с кем, сейчас появляются центры где можно оставить ребенка на несколько часов.
                  2) Доброе утро. Каждое утро, просыпаясь, в первую очередь целовать и обнимать  детей. нужно бороться.
                  3) Давать выход негативной энергии. Заменять  выплеск негатива на детей, битьем подушки, к примеру.
                  4) Сдерживающий фактор. К примеру, муж,  при нем держать  себя в руках будет легче.
                  5) Успокоительное.
                  6) Литература. Книги о детской психологии очень помогают провести самоанализ.
                  7) Общение с другими мамочками с теми же проблемами. Интернет в этом очень помогает, на форуме можно высказаться и выслушать мнение и советы со стороны.
                  8) Помощь специалиста. Это крайние меры, если ничего не помогает.

                  Часто человеку нужен толчок, некий шок, для того чтобы понять что происходит вокруг. Проблема, о которой я говорила в этой статье, на мой взгляд, очень серьезная и глубокая. От того как мы ее будем решать зависит наше будущее, будущее наших детей, отношения в семье, психика детей. Главное - действовать, пробовать справляться со своими эмоциями. Важно понять недопустимость своего поведения и искать пути исправления. Всем мамам, которые столкнулись с подобной проблемой, нужно помнить: они, несомненно, любят своих детей и способны стать Хорошими!

                  Когда проснется снова мой вулкан,
                  Когда я в сотый раз сорвусь на крик,
                  Пускай моя тяжелая рука
                  Отсохнет, и умру я в тот же миг.
                  И в тот же миг я глубоко вдохну.
                  Пусть будет мне больнее во сто крат,
                  Как заклинанье, истину одну
                  Твержу: ребенок мой не виноват!
                  Когда мне станет страшно от моих
                  Сомнений, я спрошу себя всерьез:
                  Смогу ли я хоть день прожить без них?
                  Без их ладошек, глаз, льняных волос?
                  Как это просто - каждый день ценить,
                  Ведь каждый день последним может стать.
                  Нас связывает тоненькая нить,
                  И никому ее не разорвать.

                  Главное всегда помнить о том, что ваши дети – это самое ценное, светлое и любимое, что есть в вашей жизни! Криками вы не добьетесь ничего хорошего, а лишь поломаете психику ребенку. Он станет раздражительным, а это в свою очередь отразится на его дальнейшей жизни, учебе в школе, отношении с людьми и самое главное – на отношении к вам.
                  И помните: детские обиды никогда не забываются!

                  Гигиена и охрана голоса детей  
                  В структуре детской заболеваемости ведущее место принадлежит заболеваниям глотки, что, в свою очередь, ведет к нарушениям речи. Гигиена и охрана голоса детей – тема, требующая пристального внимания со стороны взрослых. У детей гораздо чаще, чем у взрослых наблюдаются острые респираторные вирусные инфекции, ангины, а также аденоидиты, синуситы и отиты. Несомненно, это напрямую связано с особенностями детского возраста: лимфоидная ткань глотки (прежде всего аденоиды и небные миндалины) достигает максимального развития в возрасте ребенка от 2 до 7 лет, а затем с 9-10 лет она подвергается постепенному обратному развитию (инволюции).
                   Болезни органов голосового аппарата и их профилактика
                  Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм.
                  К заболеваниям, связанным с повышенной профессиональной нагрузкой на голос, относятся певческие узелки. Они бывают острыми и хроническими, застарелыми. Причина их появления – повышенная нагрузка на голосовой аппарат, неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении голосового покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки, как правило, удаляются оперативным путем. Появление на связках узелков может привести к изменению тембра голоса (появляется охриплость), уменьшению его диапазона. Во избежание повторного их возникновения целесообразно не допускать перегрузок голосового аппарата.
                  К заболеваниям, связанным с повышенной эксплуатацией голоса, также относится кровоизлияние в голосовую складку. Оно наступает при резком напряжении (крик, форсирование). Голос сразу «садится», и голосообразование становится невозможным. При абсолютном голосовом покое кровоизлияние постепенно рассасывается и может пройти бесследно.
                  Дисфония – расстройство голосообразования, протекающее либо в форме ослабления деятельности голосовых складок (несмыкание), либо в спазматической форме (пересмыкание, спазмы). Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной голосовой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции.
                  Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса.
                  Основные правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата
                  Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.
                  Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:
                  1. изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;
                  2. выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и забо-левания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;
                  3. изучением физических возможностей человеческого организма;
                  4. составлением и формулированием законов, правил, норм профессио-нального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.
                  Правила и законы формулируются на основании наблюдений, сопоставлений, выявления ситуаций и их анализа. В этой главе вы найдете справочный материал:
                  1. Медицинские требования к организму абитуриентов, предъявляемые при поступлении в учебные заведения для получения специальностей голосоречевых профессий (педагога, юриста, лектора, актера).
                  2. Гигиенические правила и рекомендации для жизни и профессио-нальной голосовой деятельности.
                  3. Рекомендации для закаливания организма, укрепления голосового аппарата.
                  4. Элементарные доврачебные рекомендации при самых распростра-ненных заболеваниях, имеющих отношение непосредственно к голосовому аппарату.
                  Вот некоторые правила гигиены голоса:
                  – нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;
                  – недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;
                  – недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни;
                  – необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;
                  – с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
                  – рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
                  – в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.
                  Заключение
                  Таким образом, в ходе написания данного реферата, мы пришли к следующим выводам:
                  - Гигиена и охрана голоса детей способствует нормальному развитию и функционированию голосового аппарата ;
                  Необходимо осуществлять следующие мероприятия по гигиене и охране голоса ребенка:
                  – следить за уровнем нагрузки на голосовой аппарат;
                  – не допускать злоупотребления высокими нотами, криком во время игры;
                  – не допускать большие речевые нагрузки, пение во время болезни;
                  – необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;
                  – с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
                  – рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
                  – в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.
                  Литература

                  1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993.
                  2. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982.
                  3. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., 1990.
                  4. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1982.
                  5. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984.
                  6. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984.
                  7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.


                  Комментариев нет:

                  Отправить комментарий